Пятница, 03.05.2024, 19:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Главная » 2014 » Май » 15 » ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТ
15:18
 

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТ

В номере

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ростовская область накопила значительный опыт в проведении единого государственного экзамена. Авторитет ЕГЭ в 2003 году еще более утвердился. Каковы же особенности развития эксперимента (статистика, динамика, итоги)? Какие перспективы заложены в этой еще до конца не осмысленной технологии независимой оценки уровня подготовки выпускников? Почему не все вузы, ссузы участвуют в эксперименте? Эти и другие вопросы были предметом обсуждения на расширенном заседании коллегии министерства общего и профессионального образования Ростовской области на тему: ”Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2001-2003гг. и планах его организации на 2004 год”, состоявшемся 23 октября в Донском государственном техническом университете .

Открыл заседание министр, председатель ГЭК Л.Ф.Ковалев. В своем выступлении он проанализировал динамику участия Ростовской области в проведении эксперимента, его результаты и перспективы. Доклад о работе по введению ЕГЭ в Ростовской области сделала начальник отдела экспертизы и контроля качества образования министерства, член ГЭК Л.Л.Иванова. По проблеме участия в эксперименте ЕГЭ учреждений среднего профессионального образования выступила директор Ростовского экономико-статистического колледжа Н.В.Толстик. Об информационно-технологическом обеспечении эксперимента, а также о системе подготовки кадров, обеспечивающих проведение ЕГЭ, говорили директор РЦОИ Н.Ф.Ефремова, директор ИПК и ПРО С.Ф.Хлебунова и начальник управления образования администрации г.Таганрога А.П.Григорян. О подготовке выпускников сельских школ к участию в ЕГЭ сделала доклад заведующая отделом образования Администрации Семикаракорского района О.И.Фролова. По проблеме использования технологий и результатов ЕГЭ в целях модернизации содержания общего образования и повышения его качества выступил начальник отдела общего образования Министерства образования С.Г.Махненко.

ДИНАМИКА УЧАСТИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

Трехлетний опыт по реализации основных задач, заложенных в идее ЕГЭ, позволяет сделать определенные выводы, способные помочь в организации дальнейшей работы.

По сравнению с 2002 в 2003 году на 2,6% (27) число образовательных учреждений, участвующих в эксперименте, на 148% (3580) увеличилось число выпускников, сдающих ЕГЭ по выбору, и на 33% (3249) выросло число абитуриентов, предъявивших свидетельства о результатах ЕГЭ или сдававших вступительные испытания в форме ЕГЭ.

В 2003 году эксперимент был значительно расширен. Если в 2002 году в ЕГЭ по выбору могли участвовать выпускники только из 14 территорий области (около 20000 человек), то в 2003 году такое право было предоставлено всем выпускникам 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (около 40000 человек).

Интересно отметить, что по количеству выпускников Ростовская область стоит на третьем месте после Краснодарского края и Башкортостана, а по числу сданных экзаменов в форме ЕГЭ – на седьмом. Для сравнения: в 2002 году по этому пункту Ростовская область была на третьем месте после Челябинской и Самарской областей. В чем причина данного явления?

Во-первых, не все выпускники психологически готовы к ЕГЭ по выбору, они плохо информированы о преимуществах вводимой системы оценки уровня знаний и неясно себе представляют перспективы получения профессионального образования. Во-вторых, в эксперименте 2003 года не участвовало 890 выпускников, имеющих отклонения в здоровье. Наконец, в ЕГЭ приняли участия не все учебные заведения (из 11 вузов, находящихся в ведении минобразования России, - 10; из 10 ведомственных вузов - только 3; из 38 ведомственных ссузов также 3).

Эти факторы, безусловно, должны учитываться при анализе динамики эксперимента, очень важно при этом создать максимально комфортные условия для выполнения задач, связанных с организацией и проведением ЕГЭ. В 2003 году эта попытка была предпринята. Работа координировалась областным Советом. Минобразование определило административную группу специалистов, которая решала все оперативные вопросы. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ осуществлялось через пункты проведения экзаменов, региональный центр обработки информации (РЦОИ), пункты первичной обработки информации (ППОИ). В 2003 году количество пунктов проведения ЕГЭ по сравнению с 2002 годом возросло, так как увеличилось число выпускников, желающих сдавать экзамен по выбору в форме ЕГЭ, а также в эксперимент включились ссузы области.

Следует отметить, что количество ППОИ также неизменно растет: с 8 в 2002 году до 11 в 2003 году. Так, в 2003 году удалось усилить компьютерную базу РЦОИ и оснастить ППОИ, а значит, отчасти повысить качество эксперимента.

Вместе с тем, в ходе эксперимента выявились некоторые типичные нарушения: не всегда соблюдались правила упаковки бланков в аудитории после экзамена, в пунктах проведения ЕГЭ присутствовали посторонние лица, к ЕГЭ допускались выпускники, которых не было в списках и т.д. По решению ГЭК, из состава уполномоченных выведены 3 человека. Однако в целом динамика участия Ростовской области в эксперименте по введению ЕГЭ положительна.

САМЫЙ ВОСТРЕБОВАННЫЙ ПРЕДМЕТ

Анализ участия выпускников в ЕГЭ по выбору показывает, что наиболее востребованным из предметов был русский язык. Наименьшее число выпускников участвовало в ЕГЭ по химии и географии: учащиеся 30 (47,6%) и 48 (76,2%) территорий области соответственно вообще не выбрали эти предметы для сдачи экзамена в форме ЕГЭ. Практически все показатели по освоению выпускниками средних общеобразовательных школ Ростовской области обязательного минимума оказались в целом ниже соответствующих среднестатистических данных по России (исключение – алгебра: результаты освоения программы по этому предмету сравнимы с общероссийскими показателями).

Результаты ЕГЭ 2003 года показали, что число выпускников, имеющих по математике «4» и «5», не превышает 50%. Однако двое учащихся набрали 100 баллов и двум выпускникам засчитано 100 баллов как обладателям первых дипломов Российской олимпиады по математике.

В целом планка обязательного минимума по математике занижена, так как удовлетворительная оценка выставлялась по оценочной шкале Центра тестирования за четыре задания вместо восьми. Это говорит о низком усвоении программы по математике у 50% учащихся. Возможно, это связано с тем, что в число испытуемых входили учащиеся вечерних сменных школ (более 10% от общего числа выпускников средних общеобразовательных школ области).

Процент освоения программ по другим предметам естественно-математического цикла значительно выше, так как тройка ставилась за восемь выполненных заданий. В то же время количество выпускников, имеющих «4» и «5» по предметам естественно-математического цикла, на 10 – 15% ниже, чем по математике.

Итоги участия учреждений среднего и высшего профессионального образования региона в эксперименте по введению ЕГЭ в 2003 году свидетельствуют о том, что в соотнесении с общероссийскими показателями среднестатистический балл, установленный для поступающих в вузы и ссузы Ростовской области в форме ЕГЭ, оказался ниже по математике и биологии; практически соответствует по русскому языку, физике, истории; превысил аналогичные показатели по химии.

Итак, по результатам ЕГЭ в вузы зачислено 5457, в том числе из сельской местности – 3382, что на 591 человек больше, чем в прошлом году.

КАК СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКСПЕРИМЕНТА

Несмотря на значительный опыт в проведении ЕГЭ (2001-2003гг.), существует немало проблем, связанных с организацией эксперимента. Участники коллегии минобразования сформулировали ряд предложений, которые были направлены на согласование начальнику отдела обеспечения ЕГЭ Министерства образования РФ Т.А.Бархатовой. Вот некоторые из них.

Прежде всего, необходимо устранить имеющиеся несоответствия в нормативно-правовой документации, связанной с двумя важными процессами: государственной (итоговой) аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений и экспериментом по введению ЕГЭ. Кроме того, следует ввести в действие нормативно-правовой документ, определяющий меру ответственности организаторов ЕГЭ, допустивших нарушения положения о проведении ЕГЭ. Важно также устранить перегрузку, связанную с оформлением отчетной документации при проведении ЕГЭ. Инструктивные документы по ЕГЭ на федеральном уровне необходимо привести в соответствие с порядками приема в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. Следует осуществлять согласование с министерствами и ведомствами РФ по вопросу участия ссузов и вузов, находящихся в их ведении, завершать к срокам формирование заявки на участие в эксперименте, это должно закрепляться соответствующим межведомственным документом. Очень важно предпринять ряд шагов, способствующих повышению ответственности ректоров вузов, директоров ссузов, находящихся в ведении минобразования России, по выполнению нормативных документов, регламентирующих их участие в эксперименте. Наконец, нужно предусмотреть обновление компьютерной и оргтехники, используемой при подготовке и проведении ЕГЭ, а также внести изменения в технологию использования полученного финансирования.

Все это, безусловно, требует немалых усилий со стороны как министерства, так и всех участников эксперимента.

Светлана Глазкрицкая


Просмотров: 319 | Добавил: gwithery | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0