Пятница, 03.05.2024, 21:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Главная » 2014 » Май » 15 » ЕГЭ – смерть традиционной школы
22:35
 

ЕГЭ – смерть традиционной школы

О реформе образования в последнее время написано и сказано так много, что добавить что-либо очень трудно. Однако же в этих дискуссиях одна вещь бросается в глаза. Я ни разу не слышал, чтобы эту реформу поддерживали ученики, их родители и рядовые учителя. То есть, практически все общество против. «За» - только Фурсенки, Глебовы и другие чиновники от образования, вставленные в образовательную вертикаль.

Нынешнее правительство сделало множество грубейших ошибок в политике, экономике, социальной сфере. Но самая фатальная ошибка, которая крайне негативно отразится на будущем нашей страны – это разрушение школьного образования в его традиционном виде.

Один маленький пример. В передаче «Успеваем» на ТВ2 несколько дней проходил интересный конкурс, где выпускникам, желающим поступить в ТПУ, задавались, на мой взгляд, элементарные вопросы. Это было ужасно. Люди, претендующие на место в техническом вузе, не знают, что такое крекинг, кто из российских ученых изобрел лампочку накаливания, какой химический элемент на Земле является самым распространенным и т.п. Думаю, вряд ли они смогли бы объяснить смысл закона Менделеева-Клапейрона или закона Ома. А ведь для тех, кто учился 10-20-30 лет назад, все это элементарно. Что, дети стали глупее? К счастью, нет. Сегодняшние дети умнее и развитее нас, это очевидно. А не знают они простых вещей потому, что стали глупее мы – взрослые. Это мы все уже многие годы позволяем глумится над главным в стране общественным институтом – системой образования. Найдите еще хотя бы одну сферу, в которой за последние 10 лет произошло столько навязанных изменений.

Никто меня не переубедит в том, что ЕГЭ – это смерть традиционной школы. Наедине учителя говорят честно: «Последние 2-3 года в школе мы уже не учим, а «натаскиваем» детей для сдачи ЕГЭ. Нам все равно, что усвоил ученик, главное – чтобы он сдал ЕГЭ». Почему? Все очень просто: процент положительно сданного единого госэкзамена – сегодня основной показатель деятельности школы. То есть, ту же самую галочно-палочную систему, за которую мы справедливо критиковали милицию, внедрили в школу. Чистой пробы идиотизм.

Нам говорят - это лучший метод контроля со стороны государства. Можете не соглашаться, но я скажу простую вещь: контроль со стороны государства (особенно такой) школе не нужен. Поскольку это общественный институт, то и контролировать его должно общество. И непосредственно с помощью родительских комитетов, советов школы, других общественных объединений, и с помощью такой простой вещи, как конкуренция. Тогда буквально за 2-3 года станет понятно, в какую школу стоит отдавать ребенка, а в какую нет. А роль государства должна заключаться только в создании оптимальных условий для осуществления образовательного процесса.

Последнее проявление управленческого маразма – это новые стандарты обучения. Бог с ними, с ОБЖ, с физкультурой, - возможно, они нужны. Но вот уроки патриотизма следует тогда дополнить уроками любви к партии и правительству. Патриотизм – это не махание флагами, не пафосные речевки, не сабантуи нашистов на Селигере. Патриотизму учат не на уроках. Это чувство, поэтому оно должно возникать внутри человека, исподволь, в ответ на то отношение, которое проявляет к нему страна. Хорошая мать на первое место ставит права и интересы своего ребенка. Так и страна, если хочет, чтобы дети росли патриотами, должна обеспечить безусловный приоритет их прав и интересов перед всеми прочими, в том числе и государственными.

Кроме того, есть классическая основа школьного образования, которую еще в XVII веке сформулировал великий педагог Ян Амос Каменский: школа дает знания, умения, навыки. Задумайтесь, что из перечисленного дадут ученику уроки патриотизма, возможно – только умение лицемерить.

Еще один аргумент против нынешней реформы. Он общеизвестен. По международному мониторингу десятилетних школьников наши дети – лучшие в мире - бесспорное первое место. Выпускники наших школ по тому же мониторингу на 43 месте. Объект мониторинга – IQ, уровень развитости мышления, развитость письменной и устной речи, текстовых математических задач. В чем туту дело? Полагаю, тут две причины. Первая – весь основной каток реформ прокатился по средней школе, практически (к счастью) не задев начальную. То есть там, куда не дошли руки правительства, наши дети остались умными, творческими, с желанием познавать мир, а не готовиться к сдаче ЕГЭ.

Вторая причина гораздо сложнее. Я бы назвал ее «профориентация в педагогических вузах». Мы все знаем, что из нашего педуниверситета не более 5% выпускников идет в школу. Кто-нибудь задумывался – почему? Престиж профессии, низкая зарплата – это далеко не все. Главное, на мой взгляд, отсутствие профориентации. При очень высоком уровне знаний, которые дает наш ТГПУ, наличии прекрасных преподавателей, никого не заботит дальнейшая судьба выпускников. Пойдут ли они в школу, привнеся в нее так необходимую «свежую кровь», новые знания, методики, просто свою молодость и энергию, либо пополнят безликий класс «менеджеров» ларьков – вузу это безразлично. Это никак не влияет на показатели его успешности. Поэтому одна из крайне важных задач – вернуть ТГПУ функцию кузницы кадров для современного образования.

Видимо, для этого нужна целая программа, в которой обязательно надо предусмотреть участие вузовских преподавателей в школьной практике студентов и много других нужных вещей вплоть до работы психологов и социологов. А вот материальную сторону омоложения школы (достойные зарплаты, современную материальную базу) должно создать государство. А административный каток пускай лучше направит на строительство дорог, хотя и здесь у них вряд ли что-нибудь получится.

Источник: А.С. Макаров специально для Городского портала "В Томске"
Просмотров: 267 | Добавил: gwithery | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0