Суббота, 18.05.2024, 08:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Главная » 2013 » Июль » 30 » Использование опыта ЕГЭ для повышения доступнос�
05:36
 

Использование опыта ЕГЭ для повышения доступнос�

Использование опыта ЕГЭ для повышения доступности высшего образования

Т.А.Бархатова


В докладе обсуждаются цели внедрения ЕГЭ, некоторые результаты, полученные Министерством образования и науки России в ходе реализации эксперимента по ЕГЭ. Делается вывод о том, что проведение ЕГЭ в условиях расширенного масштаба подтверждает принципиальную возможность перехода к поэтапному введению ЕГЭ в штатный режим.
Экспериментальная отработка совмещения государственной (итоговой) аттестации выпускников школ и поступления в вузы на территории Российской Федерации осуществлялась в рамках концепции модернизации образования.

Основными направлениями модернизации образования определены: доступность, повышение качества, эффективность управления.

Поставленные цели введения ЕГЭ (рис.1) показывают, что они направлены на реализацию утвержденных направлений.

Рис.1

ЕГЭ является первым межуровневым проектом в образовании, который лежит на стыке общего и профессионального образования и направлен в первую очередь на повышение доступности высшего образования, в том числе для лиц из удаленных от вузовских центров территорий, для малообеспеченных семей, для абитуриентов из сельских территорий..

Одновременно введение единого экзамена оказывает влияние на качество обучения в школе. Механизмы ЕГЭ позволяют на региональном уровне влиять на качество школьного обучения, чтобы поднимать уровень тех, кто непосредственно поступает в высшие учебные заведения.

Введение ЕГЭ позволяет влиять на формирование единых подходов к обеспечении непрерывности подготовки и преемственности содержания общего и профессионального образования. Некоторые шаги в этом направлении в процессе эксперимента уже реализованы на уровне нормативных документов.

Для реализации поставленных целей были определены задачи проведения эксперимента (рис.2), которые в ходе проведения ежегодно уточняются по мере его развития.

Рис.2

Для реализации поставленных целей и задач определены основные направления работ (рис.3).

Рис.3

В реализации данного проекта главным является обеспечение доверия общества и высших учебных заведений к результатам ЕГЭ и, конечно (может быть, это сегодня является более важным) – создать механизмы, а также условия для повышения качества обучения в школе на основе независимых оценок результатов обучения.

При сохранении принципа добровольного в ключения в эксперимент и определения схемы участия субъектов Российской Федерации на основании согласованных решений органа исполнительной власти, коллегии органа управления образованием, совета ректоров вузов и совета директоров ссузов идет расширение эксперимента:

в ходе эксперимента увеличилось число участников ЕГЭ (в сравнении с 2003 годом): регионов с 47 до 65, выпускников с 752 тыс. до 982 тыс.чел. (рис.4), вузов и филиалов с 464 до 946, ссузов и филиалов с 928 до 1530, в том числе вузов и ссузов 29 федеральных министерств и ведомств (рис.5);

произошло увеличение перечня общеобразовательных предметов, по которым регионы участвуют в ЕГЭ : все предметы в 2003 году взяли 4 региона, в 2004 году – 8, в 2005 году – 14; от 6 до 11 предметов выбрали в 2003 году – 19 регионов, в 2004 году – 35, в 2005 году – 51 (рис.6). Незначительное число субъектов Российской Федерации выбирает для проведения ЕГЭ только 1 предмет (в 2003 году – 2, в 2004 году – 4, в 2005 году – 4). Как правило, небольшое количество предметов выбирают регионы, впервые вступившие в эксперимент.

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Хотелось бы сделать акцент на том, что ни одна территория не включается в эксперимент, если нет согласованного решения органов управления образованием, Совета ректоров вузов, Совета директоров ссузов и поддержки органов исполнительной власти субъекта Федерации. Иногда нас упрекают в том, что мы погнались за количественными показателями при проведении единого госэкзамена. Однако напротив, включение части субъектов Российской Федерации в эксперимент в силу многих организационных моментов просто откладывалось.

В 2004 г. впервые в тех регионах, где проходит эксперимент по ЕГЭ , было предусмотрено, что вузы по всем направлениям и специальностям подготовки будут включены в Единый экзамен. До этого вузы работали в более мягкой форме участия в эксперименте. Несмотря на то, что в 2003 г. в эксперименте по ЕГЭ участвовало 47 субъектов Федерации, вузы 70 регионов уже принимали результаты ЕГЭ . В 2004 г. в ЕГЭ вошли 64 субъекта Федерации.

Какова система оценивания в ЕГЭ ? В отличие от традиционной формы оценок, в ЕГЭ - 100-балльная шкала. В школах знания оценивались, и продолжают оцениваться по 5-балльной системе, а точнее, даже по 3-балльной то в ЕГЭ осуществлен переход на более достоверную систему оценивания. Очень небольшое число выпускников имеет результаты по ЕГЭ от 80 баллов и выше. Набравших высший балл реально всего 240 человек из всех, сдавших экзамены.

Сравним результаты традиционной сдачи экзаменов с тем, что происходит на ЕГЭ (рис.7): возрастает число неудовлетворительных отметок, сильно уменьшается число отличных оценок и идет некоторое перераспределение между “тройками” и “четверками”. Картина различается по территориям. По разным предметам число неудовлетворительных отметок по итогам этого года составляет от 7% до 19%. Число медалистов постоянно уменьшается, например, в Самаре в 2004 году уменьшилось на 37%.

Рис.7

Остановимся на ключевых моментах, связанных с проведением эксперимента по ЕГЭ . Эксперимент максимально встроен в действующую нормативную базу, фактически введён только один новый документ “Свидетельство о прохождении единого государственного экзамена”, с которым абитуриенты приходят в вузы. Небольшие изменения внесены в правила приема, выстроена технология проведения ЕГЭ , и здесь ключевым вопросом является его содержание - это контрольно-измерительные материалы. Создана технологическая система для проведения ЕГЭ , то есть, по сути, во всех 64 субъектах Российской Федерации, где в 2004 г. прошел эксперимент, созданы региональные ресурсные центры, выстроена в едином формате база данных, которая работает как на ЕГЭ , так и на управление образованием внутри территории.

В настоящее время 78 субъектов Российской Федерации представили согласованные решения об участии в эксперименте в 2005 году, в том числе все участники эксперимента прежних лет.

Проведение ЕГЭ в условиях расширенного масштаба подтверждает принципиальную возможность перехода к поэтапному введению ЕГЭ в штатный режим.

Для решения этой задачи и с учетом накопленного опыта представляется необходимым:

в 2005-2006 годах завершить апробацию процедуры и технологии ЕГЭ во всех субъектах Российской Федерации, сохранив за ними право выбора схем участия (количество предметов, обязательность/добровольность участия в ЕГЭ выпускников и учреждений);

в 2006-2008 годах осуществить поэтапное введение ЕГЭ в штатный режим на всей территории Российской Федерации с учетом мнения участников эксперимента.

Одновременно в ходе эксперимента в целях совершенствования контроля и повышения качества образования, а также обеспечения информацией об уровне образовательных достижений всех участников образовательного процесса и общества в целом предложено создание и внедрение общероссийской системы оценки качества образования.



Просмотров: 228 | Добавил: gwithery | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0