Использование опыта ЕГЭ для повышения доступности высшего образования
Т.А.Бархатова
В докладе обсуждаются цели внедрения ЕГЭ, некоторые результаты, полученные Министерством
образования и науки России в ходе реализации эксперимента по ЕГЭ. Делается
вывод о том, что проведение ЕГЭ в условиях расширенного масштаба подтверждает
принципиальную возможность перехода к поэтапному введению ЕГЭ в штатный режим.
Экспериментальная отработка совмещения государственной (итоговой) аттестации выпускников
школ и поступления в вузы на территории Российской Федерации осуществлялась в рамках
концепции модернизации образования.
Основными направлениями модернизации образования определены: доступность, повышение
качества, эффективность управления.
Поставленные цели введения ЕГЭ (рис.1) показывают, что они направлены на реализацию
утвержденных направлений.
Рис.1
ЕГЭ является первым межуровневым проектом в образовании, который лежит на стыке
общего и профессионального образования и направлен в первую очередь на повышение
доступности высшего образования, в том числе для лиц из удаленных от вузовских центров
территорий, для малообеспеченных семей, для абитуриентов из сельских территорий..
Одновременно введение единого экзамена оказывает влияние на качество обучения
в школе. Механизмы ЕГЭ позволяют на региональном уровне влиять на качество школьного
обучения, чтобы поднимать уровень тех, кто непосредственно поступает в высшие учебные
заведения.
Введение ЕГЭ позволяет влиять на формирование единых подходов к обеспечении непрерывности
подготовки и преемственности содержания общего и профессионального образования. Некоторые
шаги в этом направлении в процессе эксперимента уже реализованы на уровне нормативных
документов.
Для реализации поставленных целей были определены задачи проведения эксперимента
(рис.2), которые в ходе проведения ежегодно уточняются по мере его развития.
Рис.2
Для реализации поставленных целей и задач определены основные направления работ
(рис.3).
Рис.3
В реализации данного проекта главным является обеспечение доверия общества и высших
учебных заведений к результатам ЕГЭ и, конечно (может быть, это сегодня является
более важным) – создать механизмы, а также условия для повышения качества обучения
в школе на основе независимых оценок результатов обучения.
При сохранении принципа добровольного в ключения в эксперимент и определения схемы
участия субъектов Российской Федерации на основании согласованных решений органа
исполнительной власти, коллегии органа управления образованием, совета ректоров вузов
и совета директоров ссузов идет расширение эксперимента:
в ходе эксперимента увеличилось число участников ЕГЭ (в сравнении с 2003 годом):
регионов с 47 до 65, выпускников с 752 тыс. до 982 тыс.чел. (рис.4), вузов и филиалов
с 464 до 946, ссузов и филиалов с 928 до 1530, в том числе вузов и ссузов 29 федеральных
министерств и ведомств (рис.5);
произошло увеличение перечня общеобразовательных предметов, по которым регионы
участвуют в ЕГЭ : все предметы в 2003 году взяли 4 региона, в 2004 году – 8,
в 2005 году – 14; от 6 до 11 предметов выбрали в 2003 году – 19 регионов,
в 2004 году – 35, в 2005 году – 51 (рис.6). Незначительное число субъектов
Российской Федерации выбирает для проведения ЕГЭ только 1 предмет (в 2003 году –
2, в 2004 году – 4, в 2005 году – 4). Как правило, небольшое количество
предметов выбирают регионы, впервые вступившие в эксперимент.
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Хотелось бы сделать акцент на том, что ни одна территория не включается в эксперимент,
если нет согласованного решения органов управления образованием, Совета ректоров
вузов, Совета директоров ссузов и поддержки органов исполнительной власти субъекта
Федерации. Иногда нас упрекают в том, что мы погнались за количественными показателями
при проведении единого госэкзамена. Однако напротив, включение части субъектов Российской
Федерации в эксперимент в силу многих организационных моментов просто откладывалось.
В 2004 г. впервые в тех регионах, где проходит эксперимент по ЕГЭ , было предусмотрено,
что вузы по всем направлениям и специальностям подготовки будут включены в Единый
экзамен. До этого вузы работали в более мягкой форме участия в эксперименте. Несмотря
на то, что в 2003 г. в эксперименте по ЕГЭ участвовало 47 субъектов Федерации, вузы
70 регионов уже принимали результаты ЕГЭ . В 2004 г. в ЕГЭ вошли 64 субъекта Федерации.
Какова система оценивания в ЕГЭ ? В отличие от традиционной формы оценок, в ЕГЭ
- 100-балльная шкала. В школах знания оценивались, и продолжают оцениваться по 5-балльной
системе, а точнее, даже по 3-балльной то в ЕГЭ осуществлен переход на более достоверную
систему оценивания. Очень небольшое число выпускников имеет результаты по ЕГЭ от
80 баллов и выше. Набравших высший балл реально всего 240 человек из всех, сдавших
экзамены.
Сравним результаты традиционной сдачи экзаменов с тем, что происходит на ЕГЭ (рис.7):
возрастает число неудовлетворительных отметок, сильно уменьшается число отличных
оценок и идет некоторое перераспределение между “тройками” и “четверками”.
Картина различается по территориям. По разным предметам число неудовлетворительных
отметок по итогам этого года составляет от 7% до 19%. Число медалистов постоянно
уменьшается, например, в Самаре в 2004 году уменьшилось на 37%.
Рис.7
Остановимся на ключевых моментах, связанных с проведением эксперимента по ЕГЭ
. Эксперимент максимально встроен в действующую нормативную базу, фактически введён
только один новый документ “Свидетельство о прохождении единого государственного
экзамена”, с которым абитуриенты приходят в вузы. Небольшие изменения внесены
в правила приема, выстроена технология проведения ЕГЭ , и здесь ключевым вопросом
является его содержание - это контрольно-измерительные материалы. Создана технологическая
система для проведения ЕГЭ , то есть, по сути, во всех 64 субъектах Российской Федерации,
где в 2004 г. прошел эксперимент, созданы региональные ресурсные центры, выстроена
в едином формате база данных, которая работает как на ЕГЭ , так и на управление образованием
внутри территории.
В настоящее время 78 субъектов Российской Федерации представили согласованные
решения об участии в эксперименте в 2005 году, в том числе все участники эксперимента
прежних лет.
Проведение ЕГЭ в условиях расширенного масштаба подтверждает принципиальную возможность
перехода к поэтапному введению ЕГЭ в штатный режим.
Для решения этой задачи и с учетом накопленного опыта представляется необходимым:
в 2005-2006 годах завершить апробацию процедуры и технологии ЕГЭ во всех субъектах
Российской Федерации, сохранив за ними право выбора схем участия (количество предметов,
обязательность/добровольность участия в ЕГЭ выпускников и учреждений);
в 2006-2008 годах осуществить поэтапное введение ЕГЭ в штатный режим на всей территории
Российской Федерации с учетом мнения участников эксперимента.
Одновременно в ходе эксперимента в целях совершенствования контроля и повышения
качества образования, а также обеспечения информацией об уровне образовательных достижений
всех участников образовательного процесса и общества в целом предложено создание
и внедрение общероссийской системы оценки качества образования.