"В какой-то степени это разумный варант, – говорит Александр Ходачек, директор петербургского филиала Высшей школы экономики. – Только торопиться не надо. Создание подобных служб – длительный процесс. Причем недостаточно что-то решить и сделать в Москве. Необходима реформа на местах. Президентский совет предлагает создать единую федеральную апелляционную комиссию. Это вызывает улыбку. Что, со всей страны будут слать жалобы в одно место?"
К слухам о создании госкорпорации ЕГЭ учителя относятся скептически. "Сейчас Сергей Нарышкин возглавляет президентскую комиссию по ЕГЭ, и он что-то сказал. Завтра он займет другую должность и скажет что-то другое, – шутит преподаватель истории Сергей Букинич, учитель года – 2006. – Недостаточно заявлений чиновников. Нужны законы, письма, инструкции. Я понимаю, что это все просто реакция на безобразия, которые происходили с ЕГЭ в 2011 году. Учащиеся прямо со своего учебного места отсылали заявку в Интернет, проплачивали ее и получали готовые ответы. Но эта проблема элементарно решается! Просто учителя, присутствующие в зале, должны не закрывать глаза, а выполнять свои обязанности. Закон существует, чтобы его выполнять. Иначе получится то, что в этом году. И наверняка не только в этом".
Вместо того чтобы стрелять из пушки по воробьям, создавать новую чиновничью структуру и давать ей много денег, лучше заостриться на усовершенствовании самого ЕГЭ. "Никакой застывшей конструкции быть не должно, – убежден Сергей Букинич. – В ЕГЭ есть плюсы, есть минусы. Неоспоримый плюс ЕГЭ – появление возможности у ребят из регионов поступить в вуз. И цифры показывают, что в столичных городах увеличилось число иногородних студентов. Это правильно, образование не может быть уделом тех людей, которым повезло родиться в большом городе!"
Что до минусов, они известны всем: отдельные вопросы, особенно по гуманитарным предметам, сформулированы некорректно, а какие-то – и вовсе по-идиотски. Но главный минус – безальтернативность ЕГЭ. "Единый экзамен не должен быть единственной формой! – говорит Сергей Букинич. – Я преподаю историю много лет. И у нас всегда была возможность либо сдать экзамен по билетам, либо сдать эссе. Нужна многовариативная форма итоговой аттестации. А то сейчас мы говорим о свободе выбора, хотя никакой свободы выбора нет".
Улучшать ЕГЭ можно бесконечно. "Нужно разделить ЕГЭ на две части, – советует Александр Ходачек. – Базовую для всех школьников и профильную для тех, кто собирается поступать в определенные вузы. И еще надо учитывать средний балл, который школьник набрал в процессе обучения. А также дополнительные испытания: например, у меня низкий балл по ЕГЭ, но я выиграл несколько олимпиад".
Как известно, в современной России основная задача всех реформ – борьба с коррупцией. На вопрос, поможет ли очередная реформа образования в этой священной борьбе, Ходачек ответил афоризмом: "У нас народ настолько изобретательный, что для коррупции всегда есть время и место".